Литература
Что прочитать о читательской грамотности?
- Аналитический отчет «Основные результаты международного исследования «Изучение качества чтения и понимания текста» PIRLS-2011» [Электронный ресурс]. ― Режим доступа: http://минобрнауки.рф/press/2904/file/1450/12.12.11-PIRLS_2011.pdf
- Российское школьное образование: взгляд со стороны/ А. Г. Каспржак [ и др.] // Вопросы образования. ― 2004. ― № 1. ― С. 190 231.
- Кузнецова М. И. Сильные и слабые стороны читательской деятельности выпускников российской начальной школы по результатам PIRLS-2006/ М. И. Кузнецова // Вопросы образования. ― 2009. ― №1. ― С. 107 136.
- Кузьмина Ю. В. Читательская грамотность 15-летних школьников: значимость семейных, индивидуальных и школьных характеристик (по данным российской выборки PISA 2009) / Ю. В. Кузьмина, Ю. А. Тюменева // Вопросы образования. ― 2011. ― № 3. ― С. 164 191.
- Кузьмина Ю. В. Что даёт год обучения российскому школьнику. На материалах PISA-2009: грамотность чтения/ Ю. В. Кузьмина, Ю. А. Тюменева // Вопросы образования. ― 2013. ― № 1. ― С. 107 135.
- Неожиданная победа: российские школьники читают лучше других / Под науч. ред. И. Д. Фрумина. ― М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2010. ― 284 [4] с.
- Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования PISA 2000 / ред. Г. С. Ковалева. М.: Логос, 2004.
- Пинская М. А. Анализ учебных пособий для начальной школы/ М. А. Пинская // Вопросы образования. ― 2009. ― № 1. ― С. 137 161.
- Пинская М. А., Тимкова Т. В., Обухова О. Л. Может ли школа влиять на уровень читательской грамотности младших школьников? По материалам анализа результатов PIRLS-2006 / М. А. Пинская, Т. В. Тимкова, О. Л. Обухова // Вопросы образования. ― 2009. ― № 2. ― С. 87 108.
- Рябинина Л. А.Подходы к обучению смысловому чтению в начальной школе / Л. А. Рябинина, Т. Ю. Чабан, Л. М. Романова //Педагогика развития: инициатива, самостоятельность, ответственность: материалы 19-й научно-практической конференции. ― Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013. ― С. 185 197.
- Цукерман Г. А. Хорошо ли читают российские школьники? / Г. А. Цукерман, Г. С. Ковалева, М. И. Кузнецова // Вопросы образования. ― 2007. ― № 4. ― С. 240 266.
- Цукерман Г. А. Победа в PIRLS и поражение в PISA: судьба читательской грамотности 10 15-летних школьников/ Г. А. Цукерман, Г. С. Ковалева, М. И. Кузнецова // Вопросы образования. 2011. № 2. С. 123 150.
- Эльконин Д. Б. Как научить детей читать // Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин; ред. Д. И. Фельдштейн.― М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. ― С. 323 349.
В каких книгах есть задания и диагностические работы для формирования и оценки читательской грамотности?
Что прочитать об учебном сотрудничестве и учебной самостоятельности?
- Аванова Т. В. Формирование партнерских отношений в начальной ступени гимназии “Универс”: методические рекомендации / Т. В. Аванова и др. ― Красноярск, 2010. ― 38 с.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов [ и др.]; ред. А. Г. Асмолов. ― М.: Просвещение, 2008. ―151 с.
- Миндарова В. А. Оценка без отметки / Под ред. Г. А. Цукерман; В. А. Миндарова. ― Москва; Рига: ПЦ «Эксперимент», 1999. ― 113 с.
- Цукерман Г. А. Кооперация со сверстниками как существенное условие обучения младших школьников/ Г. А. Цукерман, М. П. Романеева. ― Вопросы психологии. ― 1982. ― № 1. ― С.50 58.
- Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. ― Томск: Пеленг, 1993. ― 270 с.
- Цукерман Г. А. Развитие учебной самостоятельности/ Г. А. Цукерман, А. Л. Венгер. ― М.: ОИРО, 2010. ― 432 с.
- Цукерман Г. А. Развитие учебной самостоятельности средствами школьного образования/Г. А. Цукерман, А. Л. Венгер // Психологическая наука и образование. ― 2010. ― № 4. C. 77 90.
- Цукерман Г. А. О поддержке детской инициативы/Г. А. Цукерман //Культурно-историческая психология/Ред. В.П. Зинченко. ― 2007. ― № 1. ― С.41 55.
- Цукерман Г. А. От умения сотрудничать к умению учить себя/ Г. А. Цукерман// Психологическая наука и образование. ― 1996. ― № 2. ― С.27―42.
- Цукерман Г. А. Как младшие школьники учатся учиться? /Г. А. Цукерман. ― Москва; Рига: ПЦ «Эксперимент», 2000. ― 354 с.
- Цукерман Г. А. Обучение учебному сотрудничеству/ Г. А. Цукерман и др.//Вопросы психологии. ―1993.― С. 35 43.
- Цукерман Г. А. Как учительская оценка влияет на детскую самооценку?/ Г. А. Цукерман, Д. В. Гинзбург//Вестник ассоциации "Развивающее обучение". ― 1999. ― № 6. ― С. 5 22.
Что прочитать о чтении и коммуникации?
- Бахтин М. М. Высказывание как единица речевого общения // М. М.Бахтин. Эстетика словесного творчества. ― М.: Искусство, 1979. ― С. 245 280.
- Беликов В. И., Крысин Л. П. Социолингвистика/ В. И. Беликов, Л. П. Крысин. ― М.: Рос. гос. гуманит. ун-т (Москва), 2001. ― 439 с.
- Исследования чтения и грамотности в Психологическом институте за 100 лет: Хрестоматия / Под ред. Н. Л. Карповой, Г. Г. Граник, М. К. Кабардова. ПИ РАО. ― М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2013. ― 432 с.
- Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. ― СПб.: ООО Центр «Златоуст», 1999. ― 280 с.
- Набоков В. В. Лекции по зарубежной литературе / Пер. с англ. И. М. Бернштейн. ― М.: Издательство Независимая газета, 1998. ―512 с.
- Очарованные книгой. Русские писатели о книгах, чтении, библиофилах. ― М.: Книга М, 1982. ― 288 с.