Казусные детские ответы
вследствие невнимательного чтения
Учитель: Какое слово можно образовать от слова уста?
Ученик: Устанный.
Учитель: Вспомни, Серёжа, вам по истории задают прочитать текст и ответить на вопросы к нему не письменно, а вслух проговорить их. Как мы называем такой ответ на вопросы?
Ученик: Ответ вслух.
Учитель: Есть ещё поговорка такая: «Твоими бы устами да мёд пить». Что обозначает слово уста в этом выражении?
Ученик: А-а-а, вспомнил! Это же усы! «Я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало!»
Учитель спрашивает ученицу одиннадцатого класса:
– Знаете ли вы значение слова фураж?
– Нет. Знаю только слово фуражка, - отвечает ученица.
– Вот глупая. Это значит – вошёл в класс, сделал что-нибудь эдакое и произвёл полный фураж, – заявляет мальчик одиннадцати лет, присутствующий при разговоре. (Ср. фурор – шумный успех).
Максим (11 лет) пьёт впервые сбитень. Это слово слышит тоже в первый раз. Через некоторое время говорит: «Я ещё хочу этого сле́пня».
Саша (10 лет) читает текст:
– Я уроженец этого дома!
– Что такое уроженец? – спрашивает учитель.
– Я думаю, это уродец, который всех пугает в доме.
Текст
И тут летяга заметил на земле большое тёмное дупло. Это был пустой сапог Петра Ивановича. Удивлённо свистнув, незваный гость нырнул в голенище. Я кинулся схватить сапог, но летяга выскочил, пробежал по моей руке и – прыгнул на пенёк. Но это был не пенёк. Это было колено Петра Иваныча. С ужасом заглянув в пылающие очки, летяга закашлял, перепрыгнул на ёлку и быстро вскарабкался наверх.
Задание. Почему автор называет очки Петра Ивановича «пылающими»?
Ответы детей:
• Может быть, просто они запылились.
• От них отображается лунный свет.
• Они переливались в ночном небе при свете луны.
• Потому что он становится злым.
• Он был очень удивлён.
Задание. Прочитай тексты. Объясни, какое значение в каждом тексте имеет слово, выделенное жирным шрифтом?
Вечером и само солнце в морозной дымке над городом – медный, морозом обожженный докрасна пятак.
Ответы детей:
Пятак – это
– нос,
– 5 рублей,
– солнце похожее на пятирублёвую монету,
– маленькая часть земли,
– красные пятки (пятки замёрзли и покраснели),
– край земли,
– гора.
Задание. Прочитай текст. Объясни, какое значение в этом тексте имеет выделенное слово.
Зимой в ветреные дни вороны устраивают настоящие состязания на точность посадки. Одна за другой планируют они против ветра на кончик антенны или громоотвода. Чем сильнее ветер, тем труднее сесть. Та, которой это удается, через 2-3 секунды уступает место следующей. Игра продолжается часами….
Ответы детей:
Планируют – собираются, задумывают; готовятся; хотят устроить что-нибудь; что-то задумывают; взлетают; что-то планируют на выходные, куда съездить; проектируют; падают; садятся, стараясь точно попасть; летают против ветра; делают; это значит, что они продумывают, как им сделать от начала до конца.
В ногу со временем
Ученик:
Да, я прочитал повесть Пушкина «Дистанционный смотритель»!
Голодное детство Лермонтова
Лермонтов родился в суровые годы голода и нищеты в опалённой Москве. Заканчивалась Великая Отечественная война...
Первоисточник:
«Шёл 1814 год. Русские войска возвращались из-за границы и вступали в опалённую пожаром Москву. В то самое время, когда Москва, ликуя, встречала победителей, в маленьком домике, у Красных Ворот, в ночь на 15 октября (по старому стилю — 3 октября) 1814 года, в семье отставного капитана Юрия Лермонтова родился сын Михаил».
Об эшафоте и шезлонге
Ученик: «Дай же Боже, чтобы никто из еретиков которые тут стоят, не услышали стоны хрестионина». С этим словами Остап вошел в шэзлонг» (7 класс, изложение «Смерть Остапа»).
Оригинал:
— Дай же, Боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали, нечестивые, как мучится христианин! чтобы ни один из нас не промолвил ни одного слова!
После этого он приблизился к эшафоту.
Не солнце, а папа
Ученик: «После смерти Пушкина русскую литературу некому стало писать, у неё не стало папы».
Первоисточник:
«Голос Лермонтова — это голос молодого поэта, которому суждено было стать преемником Пушкина в осиротевшей русской литературе».
Реактивные чайки-самолёты
Урок русского языка, 7 класс.
Работа над текстом «Чего только нет на песке, у моря»
Ученик:
«Долгие, запутанные следы чаек — это как самолёт пролетел. Чайка летит очень долго и волнами, оставляет на небе след, поэтому и сама запутывается в своих полётах.
Она летает над морем и не знает, куда деться, и не находит у моря конца».
Сенсация! Люди молятся в бочках!
9 класс.
Оригинал: Каждый купол церкви опирался на цилиндрический барабан с окнами, которые служат для освещения внутреннего убранства храмов.
Изложение: «Башня храма представляла собой купол, опирающийся на круглую бочку с окнами».
Челнок Бульба
7 класс. Из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»: «Не прошло часу после их разговора, как уже грянули в литавры. Нашлись вдруг и хмельные и неразумные казаки. Миллион казацких шапок высыпал на площадь».
Ученик:
Не совсем понятно... откуда у Тараса Бульбы столько шапок? Он торговал ими? Прямо на площади?
«Смерть поэту»
Обсуждали с семиклассником творчество М.Ю. Лермонтова. Желая продемонстрировать свою осведомленность, ученик сказал: «Когда умер Пушкин, Лермонтов написал стихотворение “Смерть поэту”».
Где живут хазары?
Хазары — это люди, который живут в хазармах. (7 класс.)
Драгоценная жена
8 класс. Л.Н. Толстой. После бала.
«Ивану Васильевичу нравилась Варенька и фероньерка. Фероньерка — это жена Ивана Васильевича».
Забавная бабушка Миши Лермонтова
Первоисточник: «Самые первые, а потому самые прочные впечатления — это скромный прелестный пейзаж Пензенской губернии, первые воспоминания — русские песни, народные игры и хороводы, неторопливые рассказы об Иване Грозном, о Разине и Пугачёве».
Ученик: «В детстве бабушка приучала Мишу к народному творчеству: пела русские народные песни, играла народные игры, водила хороводы, рассказывала про жизнь Ивана Ужасного».